Контакты

ЗАКЛЮЧЕНИЕ-ОТЗЫВ г. Уфа

Автор: anver от 16 сентября 2010
Этот текст экспертизы «Центра СИ» представляет исключительный интерес, потому что с его помощью, безо всяких скандалов, ругани и обвинений удалось отстоять общенародное имущество от захвата мафией, вернее своры хищников и паразитов, в которую сбились местные коррупционеры и заезжие авантюристы. Я их хвалил, одновременно раскрывал все их хитрости и пакости. Там много интересного для сегодняшних аналитиков. На методологическом, хронологическом и терминологически-фактическом уровнях воздействия на ситуацию эффективность воздействия гораздо выше.
Результат достигается более масштабный и долгосрочный, нежели через голодовки, забастовки и пикеты.
Читайте, задавайте вопросы, присоединяйтесь!
Жду вас на ТОРА тау! Только вместе мы улучшим нашу жизнь! Помните: «Один самурай может многое, два самурая могут все!»

1994г. ЗАКЛЮЧЕНИЕ-ОТЗЫВ г. Уфа
эксперт: Центр социально-экономических инноваций - директор по экономике Юмагулов А. М. /
Объект экспертизы : Республиканская программа "Рациональное использование полиметаллических, медных и медно-колчеданных руд РБ"
Появление подобного документа является началом нового подхода к природопользованию и обозначает точку перелома в стратегии развития экономики РБ: конец "бензинового наркоза", когда все проблемы народного хозяйства решались за счет прибыли топливно-энергетического комплекса, и начало комплексного развития экономики за счет рационального природопользования и углубления переработки сырья на базе современных технологий. Уменьшение техногенных нагрузок на окружающую среду в свою очередь будет способствовать разрешению экологических и социальных проблем в РБ. Перспективность этого подхода подтверждает "Концепция государственной политики РБ в области использования природных ресурсов".
Авторы документа проявили не только глубокое знание технологических и геологических аспектов, но и политическую дальновидность. Об этом свидетельствует появление Указа Президента N УП 386 от 22.08.94 г. Своевременное информирование и получение одобрения и поддержки от руководства является немаловажным фактором, повышающим реализуемость инвестиционного проекта. (Печальным примером недоучета этого фактора можно назвать строительство полиэфирного комплекса).
Однако, наряду с безусловно положительными моментами, в ходе анализа выявлены недостатки методологического характера, устранение которых должно повысить ценность документа и ускорить реализацию
проекта.
1. Содержание документа не соответствует названию.
Есть общепринятая терминология и методики, определяющие инвестиционный цикл и сам процесс инвестиций.
Исходя из них, документ не является программой, а судя по определению авторов (стр. 59) представляет собой "ТЭС" (технико-экономическое соображение), а точнее информационный меморандум в технологическом аспекте.
Поскольку реализация его занимает достаточно длительный срок, то следовало назвать его прожектом (прожект - документ, формулирующий цель, идею без обсчета обеспеченности ресурсами).2.
Программа - более приземленный документ-, представляющий совокупность унифицированных данных о системе взаимосвязанных инвестиционных проектов, показывающий их реализуемость и достаточность для достижения поставленной цели.
План (стр.59-61) ракрывает технологический аспект реализации без привязки по месту и достаточности с точки зрения ресурсного обеспечения^ первую очередь финансового).
Авторы, судя по письму (стр.70), вошли в противоречие со своими же намерениями и этот обширный документ является не программой, которую еще предстоит разработать, а лишь "ТЭО развития отдельных предприятий и подотрасли в целом".
Такой подробный терминологический анализ проводится из-за того, что на письме в соответствии с просьбой авторов стоит резолюция о необходимости разработки программы, а в п.1 Указа говорится уже об утверждении программы. Тем самым отсекается самый важный и определяющий этап инвестиционного цикла на стадии мыследеятельности и обработки информации. А поскольку доля этого этапа в смете расходов на реализацию проекта обычно составляет от 6 до 10 % , то такая поспешность может привести к недостатку средств на его финансирование.
2. Смешение масштабов и инвестиционных аспектов.
Программа должна иметь комплексный характер, что обуславливает ее реализуемость за счет гармонизации интересов участвующих в ней субъектов хозяйственного развития.
Составление этой программы должно вестись с учетом ситуации в мире, стране (РФ), республике (РБ) и регионах дислокации субъектов.
В документе приводятся подробные ресурсно-сырьевые и водно-балансовые данные карьеров и отвалов, однако нет схемы взаимодействия на уровнях:
РБ - пограничные области
РБ - РФ
РФ - Казахстан, Киргизия
РФ - США,
так как внедрение новой технологии приведет к изменению товаропотоков и конъюктуры на рынке (внутреннем и внешнем).
Аспект РФ - США важен еще и потому, что предлагаемая технология извлечена из "недр Минсредмаша", а значит, актуализируется вопрос ее патентной чистоты и защищенности.
При всей своей замкнутости на технологию переработки отвалов, авторы упускают наличие пиритных огарков Мелеузовского химзавода.
Авторы приводят протоколы, затрагивающие интересы Учалинского, Хайбуллинского и Баймакского районов, а также областей Урала.

Но в Указе говорится о зоне "Большой Сибай" для обеспечения притока инвестиций в районы горнодобывающих комплексов.
Такая неопределенность региональных привязок и смешение масштабов проекта может привести к недоучету интересов участвующих сторон и затруднит реализацию проекта уже на стадии составления программы.

3. Интересы участников проекта и их гармонизация.
Анализ документа показывает разно направленность интересов участников проекта.
БМСК заинтересован в расширении сырьевой базы за счет обустройства нового карьера и традиционных методов обогащения.
Поскольку переработка руды из существующих карьеров убыточна, то открытие нового карьера для БМСК - вопрос жизни или'смерти.
В такой ситуации внедрение новых технологий - лишь повод для привлечения инвестиций для сохранения существующих производственных процессов.
Более стабильное положение Учалинского комбината повышает степень его заинтересованности в углублении переработки сырья, т.к. у него больше возможности для привлечения своих кадров и средств на инновационные проекты.
"Южполиметалл" заинтересован в расширении рынка сбыта своей технологии и получении заказа, который обеспечит его развитие на много лет вперед.
Кроме этого, участник намеревается получить пакет акций БМСК в целях стимуляции разработки технологических процессов.
Хотя образование консорциума "Башполиметалл" с передачей государственных пакетов акции согласно Указа дает такую возможность.
Остальные участники консорциума имеют в реализации проекта предпринимательский интерес, который также является немаловажной составляющей инвестиционного процесса, т.к. от него зависит динамичность и согласованность в реализации проекта.
Документ не раскрывает механизмов, замыкающих предприниматель¬ский интерес на эффективное использование и возврат капитала в ходе реализации программы. А они необходимы для того, чтобы участники проекта имели устойчивую мотивацию вплоть до его завершения. Иначе он выродится в элементарную коммерцию за счет доступа к медно-цинковому концентрату. При этом все ссылки на экологический и социальный эффект окажутся демагогической мишурой, а плодотворная и многообещающая идея будет похоронена.
Поэтому Госкомсобственность при передаче акций необходимо на договорной (трастовой) основе обозначить механизм ответственности за эффективное использование капитала, в интересах инвестора, государства и местного населения.
4. Учет временного фактора.
Технико-экономическое обоснование следует делать в реальных ценах с моделированием в динамике реального механизма финансирования и возврата капитала с учетом инфляционных процессов во времени.
Авторы документа под инвестициями понимают капиталовложения, а не комплекс организационно-технических мероприятий по использованию имущества(капитала) в целях его приращения или получения экологического и социального эффекта за определенный период времени.
Не учитывается цикличность инвестиционного процесса. Так, вскрытие карьера означает начало нового цикла инвестиций в рамках того же производственного процесса. А внедрение новых технологий для переработки отходов в качестве минерального сырья - это продление инвестиционного цикла за счет реконструкции и модернизации производства. Хотя в том и другом случае отсутствие инвестиций предполагает ликвидацию предприятия, но эти стадии качественно отличны, т.к. требуют различных подходов при составлении ТЭО, отличаются по усилиям и затратам.
В Указе говорится о реализации проекта на базе современных технологий, но при всей подробности документа, в нем нет сравнительных характеристик с аналогичными технологиями или их альтернативами за рубежом. В данном случае фактор времени не учитывается при определении насколько технология пионерная и прорывная и, напротив - как давно она применяется и насколько морально устарела, хотя существующие методики позволяют это определить.
Кроме инфляционного и технологического аспекта, фактор времени необходимо прежде всего учитывать при прогнозировании конъюктуры рынка на момент реализации проекта, т.к. от сбыта продукции зависит наличие средств(кеш-фло) для развития производства и решения социальных задач.
5. О зоне экономического благоприятствования.
В документе эта форма привлечения инвестиций не упоминается. Тем не менее решение о создании зоны "Большой Сибай" представляется весьма актуальным, хотя и несколько запоздавшим в свете сегодняшней экономической ситуации.
Поскольку здесь, наряду с развитием производств и технологий переработки рудного сырья затрагиваются социальные интересы жителей района, ради экономического и экологического благоприятствования которых и предлагается программа, то необходимо выделить этот вопрос и составить отдельную программу.
Эта должна быть комплексная инвестиционная программа, в которой должны быть показаны перспективные для региона и привлекательные для потенциального инвестора направления вложения средств. Но прежде необходимо оценить регион на основании следующих данных:
сведения о наличии и использовании ресурсов;
сведения об энергетических ресурсах;
характеристику водных ресурсов и сведения об их использовании;
структуру площади лесного фонда и характеристику лесов;
структуру земельного фонда;
качественную характеристику сельхозугодий;
характеристику рекреационных ресурсов;
отраслевую структуру хозяйства;
объем и отраслевую структуру промышленного производства;
характеристику научно-технического потенциала;
характеристику отраслей и крупнейших предприятий;
характеристику стройиндустрии;
характеристику развития транспорта;
сведения об обеспеченности средствами связи;
сведения об обеспеченности трудовыми ресурсами;
характеристику уровня квалификации кадров хозяйственного комплекса;
сведения о динамике внешнеторгового оборота;
товарную структуру экспорта/импорта;
географическую структуру экспорта/импорта;
перечень предприятий, сооружаемых (реконструируемых)
с привлечением ресурсов инофирм;
сведения о развитии совместного предпринимательства с зарубежными партнерами;
валютный (платежный ) баланс;
сведения об обеспеченности товарами и производственными ресурсами.
В результате анализа, проведенного на основе указанных выше данных, определяются приоритетные с точки зрения социально-экономических результатов и окупаемости направления инвестиций, а также при необходимости даются рекомендации по корректировке финансового плана территории с учетом возможности создания регионального страхового инвестиционного фонда, задействования ипотечного механизма и т.п.
На этом же этапе определяются механизмы создания благоприятного инвестиционного климата, в т.ч. региональные гарантии защиты инвестиций, налоговые льготы(каникулы), порядок и условия их предоставления регионом, степень и инструменты участия в инвестиционных проектах администрации или созданных ею внешнеэкономических и иных структур.
То есть, о всех элементах , присущих зоне экономического благоприятствования.
Как показал проведенный нами анализ из всех законодательно утвержденных экономических зон наиболее подходящим аналогом для нашего случая является Алтайский край. Его опыт можно использовать при разработке программы, нормативных и законодательных актов. 6.
Совершенствование законодательной базы необходимо проводить как на уровне РБ, так и в РФ, иначе зона, войдя в противоречие с существующим Российским законодательством, не сможет выполнить свои задачи:
1. Рудный Сибай (руда, камни и т.п.).
2. Горный Сибай (туризм, лес, коневодство и т.д.).
3. Сибай - технополис (инновации, безотходные технологии, биотехно¬
логии).
6. Резюме
1. Составление программы требует четкого выявления и гармонизации интересов ее участников.
2. Ускорение ее составления возможно при использовании нетрадиционных методов концентрации интеллектуального потенциала и оптимизации мыследеятельности по заданным направлениям:
мозговой штурм, организационно-деятельностная игра, формирование команды реализаторов, использование системы "PROJECT EXPERT" и т.д.
3. Чтобы перевести Указ в рабочую плоскость, необходимо дополнить его документом Кабинета Министров, который регламентировал бы участие в
реализации Указа различных ведомств и открывал бы финансирование работ по экспертизе, обоснованию и составлению программ.
А.ЮМ АГУЛОВ
13 августа 1994 года г.Уфа
Документ для внутреннего пользования.
Копии и выписки делать с разрешения автора.шаблоны для dleскачать фильмы
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий
 
Информация
Информация
Комментировать статьи на нашем сайте возможно только в течении 10 дней со дня публикации.