Контакты

Где герои Прометеи?! Прочь, злодеи-прохиндеи!

Автор: admin от 30 марта 2010
Мифическая мощь или мощь живого мифа?

(См. Башkортостан, Уфа, газета “Личное мнение” Анвар Юмагулов, №2, 2004)



В СССР всем было известно, что “Урал — опорный край державы!” Теперь, увы, той державы нет. Ее мощь оказалась мифом. Урал извращенно внедряется в сознание россиян рекламой как виртуальное понятие: лишь в связи с пивом. В пивную компанию с Золотым Уралом слиты и Три богатыря русских былин. Сплошные угрозы льются с экрана в замутненные алкоголем мозги россиян. Не отличишь правду от лжи. Со стороны Европы ожидается финансовый потоп: наводнение в виде пустых денег, фиктивных капиталов, переводимых из Америки в Старый Свет. Со стороны Азии потоп людской — нас пугают неведомыми антропотоками эмигрантов. И над всем этим нависает грозная мощь Америки, готовой огнем пролиться над каждым, кто противится потоку ее идеологического всевластья, потопу ментальному. В условиях подобного катастрофизма и ожидания конца света, по-другому воспринимаешь слово край и слово опора. И Урал – это не только горы, как укрытие. Прежде всего, Урал-место, где должна родиться новая идея для будущей России.

Нарастание хаоса достигло своего предела, края, за которым должен последовать или новый порядок, в котором мы: народ, страна, будем жить, обновившись, или наша история на этом закончится. Что же нам поможет сохраниться, изменяясь, что даст силы, опору, чтобы противостоять внешним угрозам? В условиях общественного кризиса и архаизации сознания, когда мощь государства советского оказалась мифом, а российского – под угрозой, нужна концепция жизнеустройства, объединяющая нас всех. Мифы, как марксистский, так и либеральный не годятся, ибо представляют лишь модификации отношений собственности в рамках толпо-элитарной модели, характерной для Западной цивилизации. Россия — не Запад и не Восток. Именно поэтому обществу предлагается понятие Русской цивилизации. Но цивилизация строится в процессе смены культур, нарастания внутренних интеграционных процессов. В свою очередь культура должна иметь в своей основе некий миф, дающий жизнеустроительные принципы обществу, формирующему новую цивилизацию. Так реализуются принципы концептуального народовластья. Это касается всех национальных обществ. Но особенно актуальна смена мифов и культуры для русского народа. Ибо от его состояния зависит будущее других народов России и мира. Об этом хорошо сказал гениальный и не понятый Фридрих Ницше:

“А без мифа всякая культура теряет свой здоровый творческий характер природной силы: лишь обставленный мифами горизонт замыкает целые культурные движения в некоторое законченное целое.

Все силы фантазии и аполлонических грез только мифом спасаются от бесцельного блуждания. Образы мифа должны незаметными вездесущими демонами стоять на их страже, под их охраной подрастает молодая душа, по знамениям их муж истолковывает себе жизнь свою и битвы свои; и даже государство не ведает более могущественных неписанных законов, чем эти мифологические основы”.

Есть ли такой миф, который соответствовал бы по актуальности и масштабности, образности и доходчивости требованиям, которые сформулировал философ для “неписанных законов”, лежащих в основе общества и цивилизации? Миф, способный сплотить россиян в опасностях и невзгодах и сохранить их как общность на пути к новой жизни? Миф, герой которого отвечал бы идеалам всех народов Евразии. Был бы “истинным арийцем”, соответствовал бы не только “кодексу строителя коммунизма”, но и нормальным житейским представлениям о “настоящем человеке”? Да такой герой есть, и все земляне знают его имя - Урал. Это он, герой арийского мифа, спасая людей от потопа, когда-то создал Уральские горы из тел побежденных драконов. Миф “Урал-батыр”, живой миф, бытующий в народе, много веков помогает башкирам героически преодолевать все невзгоды. Наша задача — сделать его достоянием всех народов полиэтнической и многоконфессиональной России. Только создав на его основе новые коммуникативные принципы, выйдя на новый уровень взаимопонимания, мы сможем противостоять всем напастям и угрозам.


Герои мифов Евразии: от Упыря до Урана.

Мое убеждение в том, что Урал-батыр наиболее подходящий для всей России и Евразии герой — давнее, и глубоко продуманное. Но чтобы избежать обвинений в Уральском сверхпатриотизме и обеспечить максимальную объективность при выборе мифического героя для всех россиян, решил провести “строевой смотр” героев. Используя энциклопедию “Герои мифов и сказаний”, а также соответствующие интернет-сайты провести сравнительный анализ мифов Евразии, чтобы выбрать наиболее подходящий для всех народов России. живущих в рамках Русской цивилизации. В энциклопедии Урала не оказалось. Его место по алфавиту между русским Упырем и осетинским Урызмагом пустовало. И в интернет-списках мифов и сказаний наш герой также не значится. За чувашским Улыпом сразу следует греческий Уран.

Упырь (убыр-башк.) наиболее известен из этой четверки. Его никто не назовет героем. Да и остальных героями никак не назовешь. Во всех мифах, где они проходят как герои, творится столько безобразий, что их следует считать антигероями. Общее-конфликт и беспощадная война поколений. Упырь(оборотень, вампир) — это умерший предок, которому чем-то досадили живые родичи. Он выходит из могилы и пьет их кровь, принимая разные образы, от волка до девицы. Урызмаг и Уран(Небо) уничтожали своих детей. Первый проглотил 17 своих детей, а второй, отнимал у жены Геи(Земли) и бросал их в страшное подземелье Тартар. У него их родилось 19. Сверг его младший сын Кронос. Он также поедал своих детей, пока Зевс не победил отца в жестокой и долгой войне. Наиболее “безобиден” Улып. Его послал на землю бог Аслати. Но вместо помощи людям, Улып разорял их жилища и угонял скот. Затем от его сыновей пошел чувашский народ. Вот такая компания “героев” была бы с Уралом, будь он включен в энциклопедию. Никакой романтики и возвышенных чувств.

Почему Неустройство, Разорение и Смерть сопутствуют этим и другим “героям”? Если от архаичного мифологического сознания предков перейти на современные категории глобального исторического процесса и социальной инженерии, то все объясняется просто: эти мифы созданы как способ обожествления завоевателей и их потомков в сознании покоренных народов. Беспощадные войны с пришельцами трансформированы во внутрисемейные разборки и конфликт поколений. А грабежи и рутинный сбор дани приобретают сакральный характер, сборщики дани становятся героями-посланцами богов, первопредками и культурными героями. Если же кто-то из них воспротивится этой миссии и начнет борьбу с “богами”, то героев-богоборцев ждет ужасный конец. Не только греческие мифы и кавказские сказы, но и индийские “Веды” и иранская “Авеста” подтверждают этот вывод. Титаны были низвергнуты в Тартар, а кавказские богатыри-нарты, которым помогал Урызмаг в их борьбе с богами, сами легли в могилы.

Кстати, Упырь в этом свете предстает как многоликий сборщик дани, восставший из-под земли, пришедший с погоста. Ведь погост — слово, в котором для русского народа слились налоги и смерть. Так называлось место, где “гостили” дружинники князя, прибывшие за данью. Появление погостов — следствие первой налоговой и антикоррупционной реформы, проведенной княжной Ольгой (ум. 969г.) после расправы с древлянами, восставшими против поборов ее мужа князя Игоря (убит 945г.). Она сначала жестоко, как и Зевс, наказала восставших. Знать (древлянских Титанов) низвергла в Тартар, а точнее-велела закопать живьем, а остальных вознесла на небо — сожгла вместе с домами. Затем запретила дружинникам рыскать по дворам и грабить население под видом сбора налогов. Но и там, на погосте, ничего хорошего местным от пришельцев ждать не приходилось. Не зря фискальный термин погост-место сбора дани дружинами варягов, народное сознание прочно связало с кладбищем.


Погреб князя Владимира как Тартар Святой Руси.

Итак, башкирского Урала, первопредка индоариев, в энциклопедию не включили. В интернете большинство мифов — греческие, затем идут русские былины, затем — кавказские и скандинавские сказания. Урала и здесь не оказалось. Видно характер — не нордический, но истинно арийский: спокойная сила и справедливая мощь. Причем проявляет он их исключительно с пользой для людей, и не по прихоти богов, но следуя зову сердца. Найдутся ли в истории Евразии арийцы, подобные Уралу? Хотя, “арийская исключительность” характерна не только для гитлеровского рейха. В России на нее сейчас претендуют все: от бритоголовых пацанов до белобородых писателей-фантастов. Используя, как когда-то Геринг, все те же поведенческие стандарты мифических героев викингов-варягов. При этом, не зная или замалчивая факт, что арийский миф “Урал-батыр” первичен по отношению и к германским и к индийским, ибо в нем показана космогоническая картина мира, а не борьба богов. Тем не менее, чтобы не быть обвиненным в приписывании мифу об Урале истинно арийского происхождения, поищем на Святой Руси героев, достойных подражания, и мифа, объединительного для русской цивилизации III тысячелетия, пригодного для всех народов России.

Естественно было начать поиск героя для будущей России с героев русских былин.

Но сначала — современный анекдот.

Девица: Князь Владимир, мой муж недавно в твоей дружине служит. А мне интересно, почему тебя все называют Ясно Солнышко?

Князь: Ты смотрю, красавица, много знать хочешь! Чтобы после обеда была в моей опочивальне, все узнаешь. Ясно, солнышко?

Если расценивать героизм по меркам я-центричных американских боевиков — как право на произвол, то главный герой русских былин — князь Владимир. Внук Ольги и внебрачный сын Святослава. Ввёл на Руси христианство (988г.), но былинами возведен в ранг языческого бога: Владими-Ра-Красное Солнышко. (Египетские параллели — Бог Солнца Ра — не мои, но от многих русских авторов, ищущих корни своего народа в Африке.) Возведен церковью в ранг святого. Но в быту и в отношениях с героями былин — коварен, похотлив и своенравен. Герои былин называются его детьми, но фактически это рабы. Князь-батюшка был волен брать у них все: жизнь, свободу, жен, коней, оружие. Не человек-герой, но демон, через погреб-тартар-зиндан подчинивший себе зомби-биороботов. Единственный способ протеста у них — напиться и загулять, а крайняя форма бунта-самоубийство. Этот комплекс крепко сидит в народе. Через тысячу лет, уже в 19-м веке русские крепостные все также могли лишь повеситься на воротах барина-обидчика.

Чем же занимались богатыри? Добрыня Никитич на службе Князю собирал вместе Алешей Поповичем дань с калмыков, татар, покорял финские племена.

Илья Муромец боролся с татарами. Был обижен князем. Загулял, бранил князя, рушил церковные маковки. Был посажен в погреб на три года. Выпущен для защиты Киева от татар. Был посажен еще раз, когда воспротивился воле князя, пославшего его друга Данилу Ловчалина на верную смерть. Князь желал смерти Даниле, чтобы завладеть его женой Василисой Никулишной. Данила бросился на свое копье, убил себя, чтобы не сражаться с дружинниками князя, которых считал своими братьями. Василиса, которую после гибели мужа князь повез к себе, отпросилась проститься с Данилой и заколола себя у тела мужа.

Но большинство жен былинных героев вертели ими, как хотели: интриговали против мужей, выступая на стороне князя или иноземных захватчиков. А самая выдающаяся из них — богатырша Настасья Микулична в ответ на богатырские(по силе) удары Добрыни(палицей по голове) посадила его в мешок вместе с конем. Но он ей понравился, и она вышла за него замуж.

Дохристианские богатыри показаны вне общества и среды своих деяний (Усыня, Дубыня, Вертигор, Святогор). Общее у них то, что они не могут совладать со своей силой. Их дело — вынужденное лежание на земле или на горе. В лучшем случае они могли помогать богатырям, служившим князю Владимиру. Так, Святогор сначала поймал и посадил Илью Муромца в карман вместе с конем, а потом отдал ему часть своей силы.шаблоны для dleскачать фильмы
Страница 1 из 2 | Следующая страница
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий
 
Информация
Информация
Комментировать статьи на нашем сайте возможно только в течении 10 дней со дня публикации.